Марокко one love 🧡

Время на прочтение: 12 минут(ы)

Когда хочется приключений, мы открываем для себя новые маршруты! Так случилось и в этот раз, наши коллеги планировали поездку в Марокко еще весной 2023 года. Расскажем, что из этого получилось — маршрут был интересный и непростой.

Мы запланировали путешествие в Марокко еще в конце марта, как только было анонсировано возобновление прямых перелетов из Москвы а/к Royal Air Maroc. На двоих билеты обошлись 80 000 руб., перелёт Москва-Касабланка-Москва. Признаться честно, на тот момент покупали билеты на свой страх и риск, потому что анонс был, а рейсы еще не запустили. В итоге, все сложилось, и с 1 мая прямые рейсы Royal Air Maroc возобновились. Вот с этого момента мы с еще большим энтузиазмом и нетерпением ждали свою поездку и начали планировать маршрут и отели.

✅ Наш маршрут: Касабланка ▪ Рабат ▪ Танжер ▪ Шефшауэн ▪ Фес ▪ Ифран ▪ Мерзуга ▪ Уарзазат ▪ Марракеш ▪ Агадир ▪ Касабланка.

На весь маршрут заложили 13 ночей.

Итак, рейсом а/к Royal Air Maroc мы прилетали в Касабланку, перелёт занял 5,5 часов. Чтобы реализовать запланированный маршрут, конечно же, арендовали машину. На этом этапе были моменты, которые удивили — у нас есть большой опыт аренды автомобилей в других странах, а тут всё по-другому. В Турции, например, никогда не платили за страховку сверх стоимости, здесь было все официально и по пунктам. Нас всего 6 человек, нам нужно было 2 машины, права были у четверых, мы могли друг друга менять. Аренда на весь период путешествия стоила 60 000 руб. за машину + страховка на месте: 1300 дирхам (13 000 руб.) + депозит/залог, который блокировался на карте: 3 000 дирхам (30 000 руб.). За все время путешествия заправлялись 3 раза, на полный бак уходило 5 – 6 000 руб.

На момент нашего пребывания в Марокко: 1 марокканский дирхам 10 руб.

Уточнение от автора
📍 Рабат

Первая точка нашего маршрута – современная столица Марокко — город Рабат. От Касабланки по маршруту примерно 87 км. Рабат — классный колоритный город, где гармонично сочетаются история и современные постройки. Поразило количество детских площадок и зеленых парков. Марокканцы обожают футбол.

Город чистый, оживленный. В некоторых локация складывается ощущение, что со времен арабских сказок здесь ничего не изменилось ни в укладе жизни, ни в экстерьерах. Чтобы максимально проникнуться атмосферой, мы всегда стараемся выбирать вариант проживания в старом городе. В любом городе Марокко старый город называют Мединой. Эта часть города обязательно пешеходная, машинам проезжать через нее запрещено. Поэтому мы оставляли арендованные авто на ближайшей парковке.

В Рабате мы жили в риаде Riad Sidi Fatah. Так называют гостевой дом — риад. Уникальность риадов в том, что номера не похожи друг на друга, потому что в большинстве случаев раньше это были жилые дома местных. Риады в основном держат европейцы. В Рабате мы провели 1 ночь, чтобы отдохнуть и двигаться дальше по маршруту.

📍 Танжер

Танжер стал следующей остановкой по маршруту нашего путешествия. Здесь стоит сказать, что этот город не всегда включают в маршруты по Марокко. Мы для себя его обозначили, очень хотелось посетить смотровые площадки с видом на Гибралтарский пролив. Танжер имеет свою атмосферу, в нем чувствуется дух свободы. Сейчас Танжер — это портовый город, который соединяет Марокко с Европой, и совсем не похожий на другие города в Марокко. У него своя история, которая тесно связана с его расположением. Сейчас это деловой и торговый хаб страны.

В Танжере мы решили прожить сутки в Dar Tanja, чтобы сформировать впечатление о городе. Для нас Танжер — это город для прогулок, здесь всё уютно и по-европейски в районе культурного центра, и довольно самобытно и аутентично в районе Медины. Из Танжера мы ездили к скалам Геркулеса, смотрели на океан. Конечно, здешние панорамы дарят ощущение внутреннего вдохновения и окрыляют. Наверное, все дело в мощи океана)

📍 Шефшауэн

На следующий день мы выехали в Шефшауэн — тот самый голубой город с фотографий и картинок. Из Танжера дорога заняла примерно 3-4 часа. Когда въезжаешь в очередной город, сразу понятно, где ты. Есть некоторые отличительные особенности. Например, в любом городе Марокко есть аллея фонарей, и в каждом городе они выглядят по-разному. Также в каждом городе свой цвет у автомобилей такси — в Марракеше цвет кирпичный, в Фесе — красный. Это делается для того, чтобы таксисты не работали за пределами своего города.

В Шефшауэне у нас был один из лучших отелей с видом на голубой город — Dar Jasmine Chefchaouen. Мы снимали 3 номера. Наш номер назывался Ханой, со своей террасой — вид восхитительный. Вы только представьте, какое дарит настроение просто выход на террасу с видом на прекрасный город!

Шефшауэн поразил уютом и красками, запахом специй и масел. Здесь очень атмосферно. На улице ремесленников делают мыло ручной работы, парфюмированные саше для шкафов, торгуют специями и безделушками. Здесь классно даже просто побродить, пофотографироваться. Всё необычно и красочно, как в сказке. Наслаждались вечером в местном кафе и искали смотровые площадки. Здесь мы провели 2 ночи.

Скажем сразу, что делимся исключительно личными впечатлениями и ощущениями. Мы понимаем, что взгляды и ожидания у каждого из нас свои. В Марокко, как и в любой стране, где-то неопрятно, где-то грязно. НО! Это не то, что мы едем искать. Мы наслаждаемся и кайфуем от приключений!

Дополнение автора
📍 Фес

Город Фес — один из самых старых городов в Марокко, который имеет свой особенный колорит. Многим он известен по сериалу Клон. Фес — это узкие улочки, где можно заблудиться, и даже навигатор тормозит. В каких-то моментах легко растеряться, когда не понимаешь, куда и как идти.

Фесу точно стоит посвятить не менее 2-3 дней, настолько он колоритный. Город делится на Медину и новый город. Медина окружена стеной, там есть вся своя инфраструктура. Город входит в список наследия ЮНЕСКО, здесь ничего нельзя перестраивать. Для знакомства с Фесом мы рекомендуем пользоваться услугами гида. Круто послушать историю от человека, который здесь живет, который знает все нюансы и уникальные особенности. И мы поняли, что без гида всё не то. Гид на 5 часов стоил 140 евро. Для группы из 6 человек — отличная цена. Гид русскоговорящий обычно ходит в сопровождении местного. И выполняет не только функцию переводчика, но и контролирует предложения местных посетить лавки, чтобы вам что-то продали) Мы сразу проговорили, что нас интересует в городе, о чем интересно узнать. Сделали акцент на то, чем можем поделиться с нашими туристами. Поэтому, если вам захочется включить Фес в свой маршрут по Марокко, мы сможем рассказать много всего интересного, пишите)

Фес очень аутентичный, здесь нужно быть готовым к смешению разных запахов, которыми пропитан воздух. В Фесе производят медную посуду, турки, чайники, изделия из кожи. Если для интерьера вам нужно что-то особенное, то вам точно сюда. Цены местные предлагают очень привлекательные, выбор огромный. Ремесленники делают украшения и предметы интерьера. Отдельного внимания заслуживает нуга ручной работы с орехами, мимо которой и мы не прошли)

В Фесе жили в Riad Rcif Alif.

📍 Ифран

Следующий город, в который мы поехали, находится в горах — Ифран. Его еще называют марокканской Швейцарией. Природа здесь заметно другая, а зимой может выпасть снег. Вот еще одно преимущество путешествия на автомобиле — мы видели, как меняются природа и ландшафт, и мы увидели, насколько уникален Марокко. Здесь есть Атласские горы, пустыня Сахара, Атлантический океан.

В Ифране мы жили в отеле с огромной территорией — Michlifen Resort. Люди приезжают сюда для перезагрузки и спа-процедур. Воздух здесь великолепный, а местные улочки напоминают европейский городок с красными крышами.

Ифран — небольшой уютный город. Мы приехали во второй половине дня, отдохнули вечером и выдвинулись в Сахару, в Мерзугу. И здесь наступает еще один момент, когда ты понимаешь, что едешь к чему-то особенному. К чему-то , что наполнит тебя и позволит перезагрузиться. На пути в пустыню мы снова видели разные ландшафты. Этот переезд был сложным из-за серпантинов, но мы не унывали)

📍 Пустыня Сахара

Только представьте себе песчаные барханы, по сравнению с которыми ты понимаешь, насколько ты мал. Вокруг только песок. В пустыне мы арендовали на 2 ночи кемпинг — Sanmao Desert Luxury Camp, чтобы прочувствовать всю экзотику. Тут нужно быть морально готовым заранее пожить без особых удобств.

Например, не во всех кемпах есть кондиционеры в принципе. А если вы останавливаетесь в кемпе, где он есть, то проживание стоит сразу в два раза дороже. В нашем случае кондиционера не было, и проживание на 2 ночи обошлось в 25 000 руб. И такая стоимость вполне обоснована, потому что реализовать проживание, доступ к воде, возможность принять душ и при этом, чтобы все современно и чисто, в пустыне очень сложно. Нужно приложить много усилий, чтобы это всё содержать.

Сколько стоят развлечения в Сахаре?

Экскурсия на джипах + обед у бедуинов – 50 евро с человека;
Прогулка на квадроциклах – 30 евро на час, если на одном вдвоем, то 50 евро за квадроцикл;
Прогулка на верблюдах – 25 евро;

Все развлечения покупали и оплачивали в кемпе, где жили. Они всё это организуют сами.

В Сахаре в общей сложности мы провели 3 дня. За это время у нас была запланирована экскурсия по пустыне с катанием по барханам на джипах. Экстремально) Нас отвезли в палатки бедуинов, накормили местным обедом — колоритно. Во время поездки показали месторождения полезных ископаемых, которые в этих местах добывали французы недалеко от границы с Алжиром. На другой день мы катались уже на квадроциклах в пустыне — это еще больше экстрима и ощущений за час по барханам. Ты чувствуешь свободу и мощь. А на закате мы отправились на прогулку по пустыне на верблюдах. Реальность превзошла ожидания, даже не верилось изначально, что это настолько вдохновит. Мы боялись, что не успеем застать закат в локации, которую планировали, потому что немного выбились из времени. При этом когда солнце село, остатки света наполнили окрестности такими красками и такой атмосферой, что было уже не до заката — ты ощущаешь себя просто счастливым человеком!

Я была в пустыне в Катаре, но Сахара уникальна. 100% стоит запланировать посещение Сахары при путешествии в Марокко!

Дополнение от автора
📍 Уарзазат

После пустыни мы отправились дальше в Уарзазат — небольшой городок с домами из глины и хорошо сохранившимися древними постройками. Рядом с городом находится киностудия Atlas, это марокканский Голливуд. В декорациях этой киностудии снимали много известных картин — Астерикс и Обеликс, Гладиатор, Александр, Принц Персии, Побег, Игра Престолов и многие другие. В Уарзазате отдохнули в гостевом доме — Tin Joseph. Тут очень уютно, и собственник настолько душевно относится к гостям, что ты чувствуешь себя как дома.

📍 Марракеш

Дальше прибыли в Марракеш — пожалуй, самый туристический город в Марокко. Он покоряет сердце. Да, колоритный, да, местами грязный, есть попрошайки. Но к этому нужно себя заранее морально подготовить, тогда сможешь наслаждаться атмосферой и самобытностью. И если в Фесе ты чувствуешь себя немного скованно в этих узких старых причудливых улицах, то в Марракеш ты ощущаешь свободу и уверенность. Марракеш — город колоритный и атмосферный. Чтобы получить максимум информации, тоже взяли гида. В этот раз услуга стоила 130 долларов на всех. Гиды — семейная пара, он марокканец, она из России. Он долго работал в РФ, организовывал ивенты, в том числе фестиваль Alfa Future People. И эти люди сразу поняли , что и как нам нужно рассказать о городе.

Одной из локаций, которую мы запланировали посетить еще на этапе планирования маршрута — музей Ив Сен-Лорана в Марракеше. При музее есть сад Мажорель, который открыт и спроектирован в честь Ив Сен-Лорана. Нам очень понравилось. Респектабельной и красивое место. Нельзя утверждать, что понравится всем. Рекомендуем тем, кто увлекается модой, историей и любит красивые локации.

В Марракеше жили в Riad Palais Calipau.

📍 Агадир

Из Марракеша на машине мы поехали в Агадир. Здесь уже трасса полностью современная, и дорога заняла 3-4 часа. В Агадире, конечно де, мы сразу отправились к Атлантическому океану. Это, пожалуй, главная достопримечательность города. Океан прекрасен и неповторим. Он дарит особую энергетику, которую ты ощущаешь, когда просто стоишь на берегу. Можно прогуливаться по набережной или прямо по песку. Именно пляж в Агадире является местом притяжения для местных жителей и туристов.

Агадир обычный курортный город, напоминает небольшой греческий или турецкий городок. Очень много европейцев, которые живут здесь давно своей спокойной размеренной жизнью. Приятно, расслабленно здесь. В Агадире мы арендовали квартиру. Это была единственная точка маршрута, где мы не жили в старом городе)

Когда-то в Агадире тоже была Медина, но до наших дней она не сохранилась. Проникнуться колоритом можно на рынке Сук эль-Хад. Он просто огромный, как какой-то торговый город, здесь можно купить все, что угодно. Со стороны прилавки выглядят как пестрая мозаика.

Из Агадира отправились к исходной точке нашего маршрута в Касабланку.

Про сувениры, еду и цены

✔️ Специи. Их можно купить на рынке, в атмосферных лавках (в одной из таких покупала специи Сальма Хайек) или в супермаркетах. В супермаркетах выгоднее всего. Мы привезли шафран, аргановое масло, масло кактуса, черный тмин, кристаллы ментола.

✔️ Посуда и предметы интерьера. Девочки купили посуду из меди, украшения ручной работы.

✔️ Нуга ручной работы из Феса, мыло ручной работы из Шефшауэна.

Мы ехали в Марокко с наличными долларами и иностранной картой. Карты принимают не везде. Поменять наличные нет проблем. На момент нашего нахождения 1 марокканский дирхам = 10 рублей. Поэтому все цены мы просто умножали на 10, чтобы сориентироваться.

По поводу связи — обычно в путешествиях мы пользуемся приложением Airalo. Но в этот раз тарифы нам показались высокими, и мы брали местную сим-карту в аэропорту. Сим-карта на 40 гб обошлась в 2 000 руб. Одну использовали на двоих через режим модема.

Во время путешествия мы питались в местных кафе или покупали еду в магазинах. В кафе обычно представлена марокканская кухня, в крупных городах в меню встречаются блюда европейской кухни. Марокканское блюдо, которое больше всего понравилось — это таджин с сухофруктами. Вкусно и необычно. Рекомендуем попробовать тем, кто любит мясо и интересные сочетания вкусов.

Сколько стоит вода в Марокко? От 5 до 15 дирхам (от 50 до 150 рублей) за 0,5 литра, в зависимости от места покупки и марки воды.

По теме еды хочется отметить, что Марокко — это не про изыски, в большинстве случаев преобладает местная кухня, а она специфическая.В супермаркетах можно купить все, к чему вы привыкли, но ценник выше, чем в РФ. Если вы хотите попробовать местные вина, средняя бутылка вина выходит от 90 дирхам (900 рублей), Martini Prosecco стоит, например, 134 дирхама. И это цены в магазине, не в кафе.

Рассказать все за одни раз очень сложно. Потому что Марокко — это действительно уникальная и очень колоритная страна. Один город не похож на другой. Ты проникаешься этой атмосферой, и она тебя вдохновляет на новые приключения.

Каждая локация в Марокко — это ВОСТОРГ и впечатления, которые позволяют вам проникнуться историей и культурой страны. В Марокко нужно ехать без мыслей об уровне сервиса или лоска, Марокко — это про душу.