Мировые лидеры онлайн-трэвела, такие как Priceline и Expedia, существуют с 90-х годов. Однако по сегодняшний день ни они, ни традиционные туроператоры и агентства не могут обеспечить клиентам высокое качество услуг. Напротив, из всех привычных событий с путешествиями связаны, пожалуй, наибольшие опасения. Многим знакомы случаи, когда билетов на самолет продано больше, чем мест, когда номера в гостиницах не соответствуют ожиданиям, цены на сопутствующие услуги завышены. Человеческий фактор до сих пор играет большую роль на разных этапах путешествия. Причем это происходит отнюдь не только в России, у ведущих мировых сервисов бронирования ситуация очень похожая. Чаще всего это происходит из-за низкой автоматизации процессов.
Но возможности для того, чтобы сделать туристический опыт более предсказуемым, комфортным и заточенным под желания каждого конкретного человека, уже существуют…
Это, в первую очередь, связано с повсеместно высоким уровнем проникновения мобильных устройств, подключенных к интернету. Их в мире уже больше 1,2 миллиардов, в России – более 50 миллионов. Смартфон стал, по сути, пультом управления нашей жизнью, и путешествиями в том числе.
Представьте, что я, Сергей Азатян, решил съездить в Лондон. Через смартфон уже сегодня я заказываю авиабилеты, выбираю номер в отеле, арендую машину, бронирую стол в ресторане и т.п. Однако каждое из этих действий сегодня нужно произвести отдельно, на каждое потратить массу времени и отдельно оплатить.
В целом, проблемой сегодня является найти выгодные предложения, а ценообразование далеко не всегда прозрачное. По другую сторону от, например, портала онлайн-бронирования Expedia работают сотни, а то и тысячи агентов, обслуживающих клиентов, и как только в путешествии возникает хоть один нестандартный нюанс, приходится включаться оператору кол-центра.
Даже процесс бронирования у ведущих мировых игроков онлайн-трэвела на сегодняшний день не автоматизирован. Везде присутствует ручной труд, поиск предложений в интернете, звонки по телефону. Или насколько мы можем доверять сервису бронирования, который сообщает, что мы получаем лучшую цену?
Недавно выяснилось, что сервис бронирования Orbiz показывал более дорогие отели владельцам AppleMac, чем тем, кто пользовался PC. Это, конечно же, привело к тому, что люди стали перепроверять цены и тратить больше времени на поиски.
За последние годы на рынке уже были собраны огромные массивы информации о путешествиях туристов. В каких странах и городах мы были, в каких отелях мы останавливались, какими прочими услугами мы пользовались. Это большое количество баз данных, которые, к сожалению, сегодня практически не используются. Кроме того, давно развиты социальные сети, откуда тоже можно почерпнуть массу информации о наших предпочтениях, понять, где мы хотим отдыхать, сколько готовы платить.
Здесь заложен большой пласт возможностей, который может сделать путешествия интереснее, комфортнее, дешевле и адаптированными под каждого конкретного человека. Однако до сих пор ни в России, ни в мире эта информация не собрана в единую систему, которая позволила бы сделать прорыв в отрасли туризма. Безусловно, в этом направлении уже думают и действуют тысячи лучших умов, как в специализированных туристических компаниях, так и в IT-гигантах типа Google.
Уже в ближайшие годы на основе анализа этих больших массивов данных (bigdata) при поступлении от меня заявки на путешествие в Лондон через мобильное приложение туристического оператора будущего, мне сразу предложат билеты и отель в соответствии с моими предпочтениями. В самолете разместят у окна, а по приезде забронируют столик в ресторане Burger&Lobster, предложат билет на «Призрак оперы» в Her Majesty’s Hall и т.п. При этом, оплачено все это будет автоматически через приложение, к которому просто будет привязана моя банковская карта.
Наша портфельная компания OnlineTours также предпринимает серьезные усилия, чтобы этот день наступил скорее. Уже сегодня OnlineTours является лидером на рынке пакетных туров, продаваемых через интернет в России. На сайте компании, в том числе через смартфон, можно выбрать и оплатить туры, включающие в себя авиабилеты, отель, трансфер и страховку, в любые страны мира, где развит туризм, по крайне привлекательным ценам.